Перейти к содержимому

Загадка-головоломка Льва Толстого про шапку

Лев Николаевич Толстой – это человек, который писал для людей любого возраста. Для детей были сказки и рассказы, где главные роли занимали не только люди, но и животные, птицы. Для взрослых – более сложные для восприятия сюжеты, но вместе с тем и интересные, среди которых встречаются романы, пьесы и религиозно-философские произведения.

Писатель также любил педагогику, поэтому нередко придумывал различные задачи, среди которых встречались и финансовые головоломки. Особый подход к процессу обучения был заметен невооруженным взглядом, ведь даже в его собственной школе ученики могли сидеть, где хотят и как хотят. Определенных строгих правил не существовало, ведь обучение должно быть веселым и интерактивным.

История говорит, что рассматриваемая задача была придумана Львом Николаевичем для второго класса школы. Через столетия эта задача переродилась в превосходный мем, который показывает, что даже финансово грамотные люди не должны забывать про логику.

Согласно эфемерной статистике (на самом деле никаких статистических данных не собиралось, а цифры взять «с потолка»), решить ее могут только 30% учеников старшей школы, 20% студентов и 10% людей, которые уже начали свою трудовую деятельность.

Задача может показаться простой, но только на первый взгляд. Давайте разберем ее подробнее.

Условия задачи:

Человек продает шапку за 10 руб. Одному из покупателей она понравилась и он согласился на выставленную цену, но имел при себе только банкноту номиналом в 25 руб. Тогда продавец предлагает обменять банкноту в павильоне неподалеку. Он отправился к соседу, разменял деньги, получив 3 банкноты: 10 руб., 10 руб. и 5 руб., передал клиенту головной убор и вернул сдачу в размере 15 руб.

Продавец из соседнего павильона через некоторое заявляет, что полученные 25 руб. были фальшивыми. Продавцу ничего не оставалось, кроме как возместить ущерб в минус для себя.

Вопрос:

На какую сумму обманули продавца шапок?

Попробуйте найти правильный ответ самостоятельно. Условия не содержат в себе каких-то подвохов, поэтому решать ее нужно с холодной головой. А затем приступайте к прочтению решения.

Есть три варианта решения задачи:

Для наглядности лучше всего использовать простую бухгалтерскую форму с дебетом и кредитом. Как и в случае с личными финансами, она максимально эффективна. Связано это с тем, что она включает в себя минимум информации, концентрируясь только на важных данных, которые нужно учитывать при проведении расчетов.

Данная задача является моделью, которая лишь призвана совершить простое математическое действие с учетом имеющихся переменных. Никаких других данных задача не дала, поэтому не следует брать их извне. Задача дает четырех действующих лиц, фальшивую банкноту, сдачу и шапку. Больше ничего учитывать не требуется, любые другие аргументы не будут подтверждаться фактами из указанной задачи.

Л.Н. Толстой стал одним из первых людей, которые начали смотреть на педагогику по-другому. В то время обучением детей занимались отставные солдаты и дьячки. Это все приводило к тому, что процесс обучения оказывался неинтересным, удручающим, ведь за неподчинение дети строго наказывались. В некоторых случаях наказания даже были профилактикой и применялись ко всем детям без исключения.

Лев Николаевич решил перестроить систему обучения, которая не давала значимых плодов. Дети под началом Толстого стали свободными, теперь они могли озвучивать свои мысли и вести с учителем полноценный диалог. Уроки стали больше устными, а не письменными.

Лев Николаевич считал, что человек с ранних лет должен обладать широким кругозором. Это позволит не только увеличить его интеллект, но и позволит выбрать собственный путь в жизни. Поэтому особенно сильный упор на расширение кругозора делался на учеников начальных классов. Для этого рядом с Яснополянской школой был организован островок живой природы, где ученики могли на практике знакомиться с флорой, фауной и законами природы.

«Азбука», основная книга Л.Н. Толстого, дает не только конкретные навыки, но и позволяет получить общее представление о физике, химии, зоологии и т.д. Книга полностью отражает взгляды писателя на образование. Полученные знания – фундамент для будущего развития.

Поэтому созданная «Азбука» позволяла дать несколько векторов развития для ребенка, а он уже самостоятельно выбирал, что ему больше нравится. Свобода обучения предоставляла необходимые знания для поведения в обществе, но при этом не пренебрегала необходимостью формирования собственного мнения на события и явления.

Каждый день для ученика в Яснополянской школе был возможностью самостоятельно добыть знания, а не получить их уже в готовом виде со слов учителя. Подходя к обучению топорно, как это делали до Л.Н. Толстого, нельзя было развить гибкость ума.

Про этот подход великого писателя нужно помнить и сейчас, даже занимаясь самообразованием в уже осознанном возрасте. Такого подхода придерживаемся и мы в обучении финансовой грамотности.

Источник: persfinance.ru