Перейти к содержимому

Дети и деньги. Чему на самом деле учат мультфильмы?

Согласно исследованиям,
российские дети по-прежнему имеют низкий уровень финансовой грамотности. И это
закономерно — большая часть взрослых тоже не отличается просвещённостью в
денежных вопросах, к тому же несёт на себе груз негативных установок про
деньги. К слову, 67% родителей вообще не говорят с детьми о деньгах, а 56% убеждены:
вести бизнес можно только с нарушением закона.

Бизнес-тренеры, коучи повсеместно
запускают для детей обучающие курсы, крупные компании учат обращаться с финансами
на мастер-классах. Родители приучают к экономии, давай ребёнку карманные деньги. Но не будем забывать, что колоссальное влияние на детей оказывают,
прежде всего, мультфильмы. И в российских, и в зарубежных мультиках часто
встречаются герои-предприниматели, владельцы крупных капиталов. Какие они?
Гении, красавцы и филантропы? Отнюдь нет. Как правило, это несчастные одинокие
злодеи, которые чинят препятствия героям-добрякам. Быть похожим на таких
бездушных бизнесменов не захочет ни один ребёнок, а впоследствии — осознанно
или неосознанно — начнёт избегать и больших денег. Ведь мультики научили:
деньги — атрибут грязи, зла и беззакония…

Вот так с самого раннего детства
у нас формируются финансовые стереотипы, которые мешают достичь успеха и
которые мы так отчаянно пытаемся изгонять из себя во взрослом возрасте.

Наша редакция вспомнила самые известные мультфильмы с
героями-богачами. Какие отрицательные убеждения о деньгах в них преподносятся?

Карабас Барабас из сказки «Буратино» — воплощение злобного зла. Как
он пришёл к богатству — для нас большая загадка. Важно лишь то, что его «бизнес»
причиняет страдания всем. Владея кукольным театром, он не платит зарплату
актёрам-куклам зарплату, зато билет на представление стоит 4 сальдо — баснословных
денег, по меркам сказочного мира. Карабас Барабас держит своих работников в
рабстве: угрожает плёткой, заставляет работать. В перерывах между спектаклями
вешает их на гвозди в кладовке. Но они же куклы — где им быть ещё? и зачем им
зарплата?

По законам жанра, в конце сказки
злодея проучают — Барабас остаётся одиноким. А Буратино вместе с куклами
открывают новый кукольный театр, где билеты на спектакли раздаются бесплатно. Но
кто в детстве будет задумываться, что такой «бизнес» обречён. Нужно донести
центральную идеи, совпадающую с духом коммунизма СССР: капитализм — зло, а богачи
— его воплощение, их надо ликвидировать, раскулачивать.

Вилли Вонка из сказки Р. Даля «Чарли и шоколадная фабрика» — ещё
один пример богача в детской массовой культуре. Forbes в 2007
году оценил состояние бизнесмена в $21 мрлд. Вилли, как и другие вымышленные предприниматели,
ненавидит людей и одинок. Семейные ценности он презирает, ему ненавистны даже
сами слова «родители» и «семья». Чтобы достичь успеха, нужно отказаться от всех
связей — убеждён он.  Предлагая мальчику
Чарли унаследовать свою фабрику, он ставит условие: больше никогда не видеть
родных.

Мизантропия и стремление Вилли
Вонки к одиночеству, однако, не априорны. Дело в детской травме: отец
предпринимателя был стоматологом, поэтому не разрешал сыну сладости, жестоко
сжигая их в камине. Так у героя появляется человеческое лицо и потенциал к
изменениям. Чарли помогает Вилли вернуться домой, помириться с отцом. Тогда
мнение шоколадного магната о семье меняются, и он разрешает Чарли жить на
фабрике вместе со своей семьёй.

Другой пример скупости и
ненависти к людям — легендарный Скрудж
МакДак
из вселенной Уолта Диснея. С самого начала Скрудж изображался как
одинокий немощный старик, который чахнет над своим златом. Он презирал нищих,
отказывался делать им пожертвования, считал праздники глупым
времяпрепровождением.

Однако и у него имеется своя
история, раскрывающая его как несчастного и травмированного. Он вырос в
бедности и вынужден был за копейки чистить ботинки прохожим. Боль от унижений,
обида привела к стремлению стать «умнее всех умных, твёрже всех твёрдых» и
разбогатеть любой ценой. Скрудж переехал в США и обогатился на горной
промышленности. Однако, встретив своих племянников Билли, Дилли и Вилли, Скрудж
смягчается, и из алчного сребролюбца превращается в доброго помешанного на
деньгах дядюшку.

Если в западных мультиках богачи
имеют шанс измениться и спастись, то в русских сказках они безнадёжно обречены
на несчастье. Разница менталитетов разительна. Если в западном обществе
популярен образ человека, который достиг успеха, «сделал себя сам», то в
российской культуре, особенно в мультиках советского толка, бизнесмен всегда
злодей, и его нужно наказать.  

Такова, например, Белладонна из «Приключений поросёнка
Фунтика». Как и полагается предпринимателю в советских сказках, Белладонна не
имеет друзей и родных, она зациклена на деньгах. Госпожа носит меха и
драгоценности, а зарабатывает своё состояние, эксплуатируя несчастного
поросёнка Фунтика. Он вынужден обманывать детей: рассказывать выдуманную
историю про трёх поросят и собирать пожертвования на их новые домики. Но
справедливость, конечно, торжествует: добро побеждает зло. Фунтик публично
разоблачает Белладонну, она разоряется.

Говоря о мультяшных богачах, нельзя
не вспомнить о господине Спрутсе из «Незнайки
на Луне». Изначально сказка Николая Носова была задумана как пародия на
капитализм. Обществом на Луне заправляют богачи. Они создают монополии, и ничто
не может помешать вести им свою криминальную деятельность. В их власти полиция,
им подчиняется пресса.

Главный богач в этом лунном
обществе а-ля российские 90-е — господин Спрутс. Он владеет производством
тканей, тридцатью сахарными заводами и несколькими гигантскими земельными
участками. Незнайка, узнав, что на Луне мизерные фрукты и овощи, решает
поделиться с лунными коротышками семенами огромных растений. Узнав об этих
планах, Спрутс начинает беспокоиться: под угрозой весь его бизнес. При этом
богач не верит, что бизнес можно вести законно и без вранья.

Мы рассмотрели лишь некоторые
мультфильмы, в которых образ бизнесмена показан с негативной стороны. Что
интересно — если в западных мультфильмах герои-предприниматели постепенно
меняются через одну ключевую идею («дружба и семья важнее денег»), то в русской
традиции сильно бескомпромиссно отрицательное отношение к финансовому достатку.
Виной тому как российский менталитет, так и наследие советского прошлого.

Если в культуре «взрослых»
представления о богатстве и бизнесе постепенно меняются, благодаря книгам и
фильмам о предпринимательском успехе, то дети по-прежнему смотрят мультики, где
ценности человеческие и финансовые разделены по разные сторон баррикад.

Но не всё так печально! Сегодня создаются мультфильмы
и мультсериалы, которые воспитывают здоровое отношение к деньгам и
тренируют финансовую грамотность. Какие это
мультфильмы — читайте в нашем следующем материале!

Источник: persfinance.ru