Перейти к содержимому

Что такое lifelong learning, или зачем учиться всю жизнь?

 «Век живи — век учись». Если раньше эта фраза
была просто народной мудростью, то в наши дни это уже реальный экономический
тренд. Непрерывное образование — по мнению аналитиков, новый вызов рынка труда.
И следовать ему — вовсе не очередная сказка для зумеров, а настоящая
необходимость для тех, кто хочет иметь работу и получать высокий доход.

Ещё каких-то 20-30 лет назад считалось:
для успеха достаточно отучиться 1 раз в вузе. Критерием, что человек
реализовался, была работа по специальности на одном месте всю жизнь.

Сегодня такая модель — утопия. Мир
меняется быстро, большую часть старых вакансий уже заменили роботы, а новые
профессии появляются быстрее, чем университеты успевают им обучать. Таким
образом, любой участник современного рынка труда, желающий оставаться
востребованным и высокооплачиваемым, должен быть готов постоянно переучиваться,
осваивать новые знания и навыки.

Концепция lifelong education или lifelong learning (в пер. с англ.
«образование /обучение длиною
в жизнь») возникла в Европе 1970-х гг., когда во всём мире наметился
переход к постиндустриальному (или информационному) обществу. Так, в 1973-м
году гарвардский профессор Дэниэл Белл в работе «Новое постиндустриальное
общество» обозначил 4 качества
работника, которые будут ценится в новых социально-экономических условиях:

Как видим, сегодня мало что
изменилось. До сих пор эти критерии оказываются теми строчками в резюме, на
которые работодатель смотрит в первую очередь. Единственное — мы пошли дальше:
уровень образования сегодня имеет меньше значения, в отличие от реального опыта
или «скиллов». Важнее диплома теперь, например, портфолио работника или то, как
он справляется с тестовым заданием. Поэтому часто 3-хмесячные курсы оказываются
при трудоустройстве куда полезнее, чем 5-летнее обучение в вузе. Ведь курсы
быстрее адаптируются под реальность, дают конкретные узкоспециальные навыки.

С 1970-х гг. с появлением
интернета и IT на рынке
труда произошли изменения, которые только закрепили важность lifelong education.

Теперь самозанятые у нас на
каждом шагу. Всё больше людей меняют стабильную работу за оклад на фриланс. На
рынке удалённой работе высокая конкуренция: необходимо постоянно подтверждать
свой уровень, внедрять новые тренды, осваивать новые навыки. Потому именно
фрилансеры — ключевая целевая аудитория различных курсов. Чувствуя себя
неуверенно на своём месте, они регулярно вкладываются в образование.

Кроме того, на фрилансе ты сам
себе начальник, бухгалтер и маркетолог. Тебе нужно не просто делать свою
работу, но и научиться «продвигать» себя и «продавать», общаться с клиентами,
да и планирование финансов — далеко не последняя сфера, которую следует
освоить.

В инстаграме мы смотрим на людей,
которые «сделали себя сами», и хотим так же. Уилл Сторр в своей недавней книге назвал
современную реальность «эпохой селфи». Саморазвитие, считает он, сегодня будто
заменило религию, а гонка за «лучшей версией себя» превратилась в настоящий
невроз. Кажется, если мы остановимся хотя бы ненадолго, то отстанем. И, к
сожалению, это правда. Карьера безжалостна: перерыв хотя бы в 1 год, остановка
в обучении и развитии могут сделать из тебя невостребованного специалиста. Поэтому
нужно постоянно читать, учиться, вне зависимости от возраста и статуса.

Если какая-либо компания
запускает новый проект, ей проще и экономнее нанять специалистов под конкретные
задачи, а потому распустить их, чем переучивать уже имеющихся сотрудников. Не
прельщает работодателей и платить страховые взносы. Учитывая, что идея той же
пенсии уже сегодня ставится под сомнение. Не последнюю роль здесь играет и
общее «старение» населения. Согласно исследованиям Всемирной организации труда,
уже через 10 лет среднестатистический возраст работника составит в мире 41 год!
Если работать придётся долго, причём в нестабильных условиях — без регулярной
учёбы не обойтись.

Сегодня востребованы специалисты, которые имеют
знания и опыт в разных областях. Например, знания иностранных языков и
программирование, сельское хозяйство и робототехника, машиностроение и искусственный
интеллект. Разумеется, чтобы стать таким сотрудником, одного образования будет
недостаточно.

Дистанционное обучение появилось
ещё в 1990-е, с 2008-го распространилось по всему миру, а сегодня, после
пандемии, стало повсеместным. Теперь у нас есть возможность получать
образование в любом университете мира, в любое удобное время, в любой из
областей.

С приходом информационных
технологий на рынке труда появляются новые профессии. Например, согласно Атласу
новых профессий,
в ближайшее время будут востребованы: ментор стартапов, медиаполицейский,
онлайн-терапевт, ИТ-проповедник, эковожатый, гид по космическому туризму и т.
д. Могли ли мы представить раньше, что такие вакансии вообще возможны?

Разннообразные
сертификаты курсов подтверждают, что работник владеет конкретными навыками,
поэтому возможно, что они окажутся важнее, собственно, диплома.

Классическое университетское
образование предполагает так называемые «тяжёлые навыки» (hard skills), в то время как в
новых условиях рынка всё чаще требуются «лёгкие навыки» (soft skills). Например,
коммуникации, критическое мышление, креативность.

Кстати, можно вернуть деньги уплаченные за дополнительное образование, оформив налоговый вычет за обучение. 

Если разнообразные бизнес-курсы и
тренинги оказываются едва ли не определяющими при трудоустройстве, зачем тогда
тратить 4-5 лет на получение высшего образования? Таким вопросом задаются
сегодня многие молодые люди и их родители. Подогревают пренебрежительное
отношение к университетам и блогеры. Они транслируют идеи, что зарабатывать
можно быстро и легко, а учиться для этого необязательно, а иногда даже вредно.

Кроме того, нам часто
рассказывают истории успеха, в которых знаменитости бросали учёбу, но приходили
при этом к богатстве и славе.

Стив Джобс ушёл из колледжа,
потому что обязательная программа была для него скучной.

Миллиардер Роман Абрамович не
закончил Ухтинский индустриальный институт, потому что рано увлёкся бизнесом.

Генри Форд сбежал из дома в 16
лет и уехал в Детройт работать. Образования он так и не получил, потому что
всегда считал, что практические знания в конкретной области более полезны, чем
академические.

Ингвар Кампрад создал IKEA уже в 17 лет. С детства
он стремился покупать и перепродавать что-то. Сегодня он является самым богатым
жителем Швейцарии, образования при этом он так и не получил.

Люди искусства тоже далеко не все
могут похвастаться добротным образованием. Квентин Тарантино отставал в школе,
до 6 класса не умел определять время. В 15 лет он бросил школу и устроился
работать в кинотеатр.

Нобелевский лауреат по литературе
Иосиф Бродский в детстве ненавидел советскую школу. Он часто менял школы, а в
7-м классе остался на второй год. В 8-м классе вовсе оставил школу навсегда.

1. С
высшим образованием по-прежнему проще найти работу

Несмотря на то, что многие
топовые компании (например, Google)
уже во всю принимает на работу кандидатов без университетского диплома, для
большинства работодателей высшее образование до сих пор является определяющим. Особенно
при большом конкурсе на вакансию при равных условиях предпочтение отдадут,
скорее всего, тому, у кого есть заветная корочка. Впрочем, при долгосрочной
карьере на первом плане оказываются опыт и достижения, а не образование само по
себе.

2. Hard skills

Вряд ли кто-то бы хотел, чтобы
ему удалял аппендицит хирург, закончивший курс «Как стать врачом за 2 недели». За
несколько лет в университете можно получить фундаментальные знания, которые
впоследствии выгодно можно дополнить курсами.

3. Умение
учиться

В университете учат работать с
огромным количеством источников, усваивать информацию быстро. Потом этот
универсальный навык пригодится — ведь учиться вы будете всю жизнь.

4. Системность
и критическое мышление

Фундаментальное академическое
образование учит смотреть на явление с разных сторон и видеть связи между тем,
что, казалось бы, между собой не связано. Такая глубина и системность
способствуют выработке критического мышления — вы будете уметь самостоятельно
делать выводы и принимать решения, не поддаваясь посторонним влияниям. Кроме того,
это даёт гибкость навыков. Если человек прошёл курсы по бухучёту, он может
пойти работать бухгалтером, а вот человек с высшим экономическим образованием
может стать не только бухгалтером, но и управляющим, брокером, аналитиком,
маркетологом и т.д.

1. Высшее образование не учит созданию бизнеса

К сожалению, это так. Перед
университетом не стоит задачи выпустить на рынок труда готовых стартаперов.
Хотя во многих современных вузах существуют дополнительные курсы, где студенты
учатся создавать свои проекты, искать спонсоров и т.д.

2. Высшее образование не учит распоряжаться финансами и инвестициям

Хорошее экономическое образование
при этом не помешает. Пример тому — Уоррен Баффетт. Однако практическим навыкам
того, как получать пассивный доход, нужно будет учиться самостоятельно. Их
можно добрать с помощью курсов по финансовой грамотности.

3. Стандартизированная программа, которая часто отстаёт от реальности

Учебная программа в вузе, как
правило, едина для всех. Студенты не имеют право выбирать курсы, исходя из
своих интересов. Кроме того, многие предметы оказываются малоприменимыми к
реальной жизни. Придётся добирать знания по интересующим областям
дополнительно.

4. Мало практики

Чаще всего в вузах преподают
теоретики, а не практики своего дела. Кроме того, целью вуза не является
сформировать какие-то конкретные скиллы, в отличие от тех же краткосрочных
узкоспециальных курсов.

Мы живём в век великих скоростей
и глобальных изменений. Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, построить
достойную карьеру и иметь высокий доход, необходимо всегда быть на чеку:
следить за трендами и постоянно самообразовываться.
Обилие перемен ставит под сомнение необходимость высшего образования, однако,
как показывает сегодняшняя реальность, оно по-прежнему котируется у
работодателей и даёт множество преимуществ.

Марк Твен говорил: «Лучшее
образование — это самообразование». Продолжайте учиться — ваши знания
зависят только от вас!

Источник: persfinance.ru